Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 класс
(нажмите для скачивания в формате pdf)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классе составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;
- Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования;
- Примерной программы, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312)
- Авторской программы Угриновича Н.Д. «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 10 класса» / Н.Д.Угринович. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2013 г.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в в год).
Распределение часов по темам курсе «Информатика и ИКТ» на базовом уровне 10 класс (1 час в неделю) |
|
Тема |
Количество часов |
Информация и информационные процессы |
2 ч. |
Информационные технологии |
15 ч. |
Коммуникационные технологии |
13 ч. |
Итоговая контрольная работа |
1 ч. |
Резерв |
3 ч. |
Итого |
34 ч. |
Программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Задача практикума – познакомить учащихся с основными видами широко используемых аппаратных и программных средств ИКТ. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, в том числе относящиеся к другим школьным предметам. Обучающие практические работы включены в содержание комбинированных уроков, на которых теория закрепляется выполнением практической работы, которая носит не оценивающий, а обучающий характер.
Цели и задачи курса
Изучение информатики и информационных технологий в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- усвоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять
их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах; - овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию;
использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя; - развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
- воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты, своего труда,
- используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
- приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Основные задачи:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с
- созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования;
- подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.
Основным результатом обучения является достижение базовой
- информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Информатика и информационные технологии – предмет, непосредственно востребованный во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, практикумы.
Виды контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, контрольная работа, практикум.
Формы контроля
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные технологии» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративные (при изучении всех разделов курса).
- Репродуктивные (при изучении всех разделов курса).
- Проблемные (при изучении всех разделов курса).
- Частично-поисковые (при выполнении практических и лабораторных работ).
- Метод программированного обучения (при изучении программного обеспечения во всех разделах).
- Исследовательские (при выполнении лабораторных, проектных работ).
- Метод проектов (раздел 6).
Формы обучения:
- Обще-классные формы:
- урок;
- конференция;
- семинар;
- лекция;
- лабораторно-практические занятия;
- зачетный урок;
- урок в форме деловой игры.
- Групповые формы обучения:
- групповая работа;
- групповые творческие задания;
- групповая лабораторно-практическая работа.
- Индивидуальные формы работы в классе и дома:
- письменные работы;
- индивидуальные задания;
- словарные диктанты;
- работа с обучающими программами за компьютером.
Межпредметные связи
Знания, полученные при изучении курса «Информатика и ИКТ», учащиеся могут в дальнейшем использовать для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний — физике, химии, биологии и др. Практические навыки и умения могут быть использованы при создании докладов, статей, мультимедиа презентации в различных предметах. Вычислительные и алгоритмические умения – в математике, физике и др., овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне. В том числе в X классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю с делением класса на две группы.
Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.
В календарно-тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел учебного курса, кол-во часов |
Элементы содержания |
Формы контроля |
10 класс (34 часа) |
||
Раздел 1. Введение Информация и информационные процессы (2 ч) |
Информация и информационные процессы. |
Тестирование |
Раздел 2. Информационные технологии (15 ч)
|
Кодирование и обработка текстовой информации: Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование и обработка графической информации: Кодирование графической информации. Растровая графика. Векторная графика. Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Кодирование и обработка числовой информации: Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков. Практические работы: Практическая работа 1.1. «Кодировки русских букв». Практическая работа 1.2. «Создание и форматирование документа». Практическая работа 1.3. «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика» Система оптического распознования документов. Практическая работа 1.4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа». Практическая работа 1.5 «Кодирование графической информации». Практическая работа 1.6 «Растровая графика» Практическая работа 1.7 «Трехмерная векторная графика». Практическая работа 1.8 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС». Практическая работа 1.9 «Создание флеш-анимации». Практическая работа 1.10 «Создание и редактирование оцифрованного звука». Практическая работа 1.11 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера». Практическая работа 1.12 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «История развития ВТ». Практическая работа 1.13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». Практическая работа 1.14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». Практическая работа 1.15 «Построение диаграмм различных типов». |
Практические работы, тестирование, контрольная работа. |
Раздел 3. Коммуникационные технологии (13 ч)
|
Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста. Практические работы: Практическая работа 2.1 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети». Практическая работа 2.2 «Создание подключения к Интернету». Практическая работа 2.3 «Подключение к Интернету и определение IP- адреса. Практическая работа 2.4 «Настройка браузера». Практическая работа 2.5 «Работа с электронной почтой» Практическая работа 2.6 «Общение в реальном времени в глобальной и локальной компьютерных сетях». Практическая работа 2.7 «Работа с файловыми архивами». Практическая работа 2.8 «Геоинформационные системы в Интернете». Практическая работа 2.9 «Поиск в Интернете». Практическая работа 2.10 «Заказ в Интернет-магазине». Практическая работа 2.11 «Разработка сайта с использованием Web-редактора». |
Практические работы, тестирование, контрольная работа. |
Итоговая контрольная работа (1 ч.) |
|
Контрольная работа |
Резерв (3 ч) |
Повторение.
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и функции операционных систем;
уметь:
- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Список учебно-методической литературы
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008-2013
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии» в основной и старшей школе. 8 – 11 классы. Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ Лабор. знаний, 2011.
- Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д.Угринович. – 2-е изд.,. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
- Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ Лабор. знаний, 2011.
Дополнительная литература
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
- Семакин И.Г. Информационнонные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010.
- Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8–11 классов /Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ, 2010.
- Дергачева, Л.М. Решение типовых экзаменационных задач по информатике: учебное пособие /Л.М. Дергачева. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 360 с.
- Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень /Под ред. проф. Н. В. Макаровой — СПб.: Питер, 2009.
- Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10-11 класс. Базовый уровень /Под ред. проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2007.
- Подготовка к ЕГЭ по дисциплине «Информатика и ИКТ» /Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2007.
Список информационных ресурсов
Цифровые образовательные ресурсы:
- Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. Электронное приложение (ОС WINDOWS) – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012
- Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. Электронное приложение (ОС LINUX) – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; микрофон.
Программные средства
- Операционная система – Windows 7, Linux.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Звуковой редактор и программы нелинейного монтажа для захвата и редактирования фото и видео.
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Простой редактор Wеb-страниц.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Часов |
Название темы/урока |
|
План |
Дата |
|
2 |
Введение. Информация и информационные процессы |
|
Техника безопасности и организация рабочего места. Введение. Информация и информационные процессы. ТБ |
||
Введение. Информация и информационные процессы |
||
15 |
Информационные технологии |
|
Кодирование и обработка текстовой информации. Кодирование текстовой информации Пр.р.1.1. Кодировки русских букв |
||
Создание документов в текстовых редакторах |
||
Форматирование документов в текстовых редакторах Пр.р.1.2. Создание и форматирование документа |
||
Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов Пр.р.1.3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика |
||
Системы оптического распознавания документов Пр.р.1.4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа |
||
Кодирование и обработка графической информации. Кодирование графической информации Пр.р.1.5. Кодирование графической информации |
||
Растровая графика Пр.р.1.6. Растровая графика Пр.р.1.9. Создание Флеш-анимации |
||
Векторная графика Пр.р.1.7. Трехмерная векторная графика Пр.р.1.8. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС |
||
Кодирование звуковой информации Пр.р.1.10. Создание и редактирование оцифрованного звука |
||
Компьютерные презентации Пр.р.1.11. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера» |
||
Компьютерные презентации Пр.р.1.12. Разработка презентации «История развития ВТ» |
||
Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления Пр.р.1.13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора |
||
Электронные таблицы Пр.р.1.14. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах |
||
|
Построение диаграмм и графиков Пр.р.1.15. Построение диаграмм различных типов |
|
|
Проверочная работа «Информационные технологии» |
|
13 |
Коммуникационные технологии |
|
|
Локальные компьютерные сети Пр.р.2.1. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети |
|
|
Глобальная компьютерная сеть Интернет |
|
|
Подключение к Интернету Пр.р.2.2. Создание подключения к Интернету Пр.р.2.3. Подключения к Интернету и определение IP-адреса |
|
|
Всемирная паутина. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Пр.р.2.4. Настройка браузера |
|
|
Электронная почта Пр.р.2.5. Работа с электронной почтой |
|
|
Общение в Интернете в реальном времени Пр.р.2.6. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях |
|
|
Файловые архивы Пр.р.2.7. Работа с файловыми архивами |
|
|
Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете Геоинформационные системы в Интернете Пр.р.2.8. Геоинформационные системы в Интернете |
|
|
Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция. Пр.р.2.9. Поиск в Интернете. Пр.р.2.10 Заказ в Интернет-магазине. |
|
|
Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете |
|
|
Проверочная работа "Коммуникационные технологии" |
|
|
Основы языка разметки гипертекста. |
|
|
Основы языка разметки гипертекста Пр.р.2.11. Разработка сайта с использованием Web-редактора |
|
1 |
Итоговая контрольная работа |
|
|
Итоговая контрольная работа |
|
3 |
Резерв |
|
|
|
Резерв |
|
|
Резерв |
|
Резерв |
Итого – 34 часа