Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс
(нажмите для скачивания в формате pdf)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;
- Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования;
- Примерной программы, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312)
- Авторской программы Угриновича Н.Д. «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008-2013
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии» в основной и старшей школе. 8 – 11 классы. Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ Лабор. знаний, 2011.
- Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д.Угринович. – 2-е изд.,. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
- Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. Электронное приложение (ОС WINDOWS) – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012
- Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. Электронное приложение (ОС LINUX) – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, за год – 34 часа.
Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 15, количество контрольных работ - 4.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без существенных изменений, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Цели и задачи курса
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи курса:
- познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
- познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
- познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
- раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;
- продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
- обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке Visual Basic; обучить навыкам работы с системой программирования.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю с делением класса на две группы.
Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.
В календарно-тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 14 ч.
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео
Практические работы:
- Практическая работа № 1.1. Кодирование графической информации.
- Практическая работа № 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
- Практическая работа № 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
- Практическая работа № 1.4. Создание GIF и Flash-анимации.
- Практическая работа № 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации.
- Практическая работа № 1.6. Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу
- Практическая работа № 1.7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа
Контрольные работы:
- Контрольная работа «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»
Тестирование:
- Кодирование графической информации
- Растровая и векторная графика
- Кодирование и обработка звуковой информации
- Кодирование и обработка текстовой информации – 9 ч.
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Практические работы:
- Практическая работа № 2.1. Кодирование текстовой информации
- Практическая работа №2.2. Вставка в документ формул
- Практическая работа №2.3. Форматирование символов и абзацев
- Практическая работа №2.4. Создание и форматирование списков
- Практическая работа №2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными
- Практическая работа №2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря
- Практическая работа №2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
Проверочные работы:
- Проверочная работа «Кодирование и обработка текстовой информации»
Тестирование:
- Кодирование текстовой информации. Текстовый редактор
- Форматирование документа
- Кодирование и обработка числовой информации – 10 ч.
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления: арифметические операции в позиционных системах счисления,*двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы: основные параметры электронных таблиц, основные типы и форматы данных, относительные, абсолютные и смешанные ссылки, встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах.
Практические работы:
- Практическая работа №3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
- Практическая работа №3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
- Практическая работа №3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
- Практическая работа №3.4. Построение диаграмм различных типов
- Практическая работа №3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Проверочные работы:
- Проверочная работа «Кодирование и обработка числовой информации.
- Проверочная работа «Арифметические операции в двоичной системе счисления»
Тестирование:
- Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
- Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20ч.)
Алгоритм и его формальное исполнение: свойства алгоритма и его исполнители, блок-схемы алгоритмов, выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке: следование, ветвление, цикл. Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. *Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.
Практические работы:
- Практическая работа №4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
- Практическая работа №4.2. Проект «Переменные»
- Практическая работа №4.3. Проект «Калькулятор»
- Практическая работа №4.4. Проект «Строковый калькулятор»
- Практическая работа №4.5. Проект «Даты и время»
- Практическая работа №4.6. Проект «Сравнение кодов символов»
- Практическая работа №4.7. Проект «Отметка»
- Практическая работа №4.8. Проект «Коды символов»
- Практическая работа №4.9. Проект «Слово-перевертыш»
- *Практическая работа №4.10. Проект «Графический редактор»
- *Практическая работа №4.11. Проект «Системы координат»
Контрольные работы:
- Контрольная работа «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»
Творческие работы:
- Разработка проекта (приложения) на языке Visual Basic
Тестирование:
- Алгоритмические структуры.
- Объекты. Свойства. События.
- Переменные.
- Выражения.
- Функции в VB
- Графические методы
- Формализация и моделирование(10 ч.)
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Материальные и информационные модели. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами
Практические работы:
- Практическая работа № 5.1. Проект «Бросание мячика в площадку»
- Практическая работа № 5.2. Проект «Графическое решение уравнения»
- Практическая работа № 5.3. Проект «Распознавание удобрений»
- Практическая работа № 5.4. Проект «Модели систем управления»
Проверочные работы:
- Проверочная работа «Моделирование и формализация»
- Информатизация общества (3 ч.)
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Тестирование:
- Информатизация общества.
- Повторение (1 ч.)
Тестирование:
- Итоговый тест за курс 9 класса.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- программный принцип работы компьютера;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- использование информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Список учебной литературы
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008-2013
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии» в основной и старшей школе. 8 – 11 классы. Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ Лабор. знаний, 2011.
- Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д.Угринович. – 2-е изд.,. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
- Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ Лабор. знаний, 2011.
Список дополнительной литературы
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
- Семакин И.Г. Информационнонные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010.
- Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2011.
- Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 классы – М.: ВАКО, 2010.
- Паутова А.Г. Visual Basic. Творческое проектирование в школе и дома. В 3 ч. Ч.1. – М.: Классикс Стиль, 2010
- Паутова А.Г. Visual Basic. Творческое проектирование в школе и дома. В 3 ч. Ч.2. – М.: Классикс Стиль, 2010
- Паутова А.Г. Visual Basic. Творческое проектирование в школе и дома. В 3 ч. Ч.3. – М.: Классикс Стиль, 2010
Список информационных ресурсов
Цифровые образовательные ресурсы:
- Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. Электронное приложение (ОС WINDOWS) – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012
- Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. Электронное приложение (ОС LINUX) – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; микрофон.
Программные средства
- Операционная система – Windows 7, Linux.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Звуковой редактор и программы нелинейного монтажа для захвата и редактирования фото и видео.
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Простой редактор Wеb-страниц.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Часов |
Название темы/урока |
|
План |
Дата |
|
14 |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации |
|
Техника безопасности и организация рабочего места. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация |
||
Растровые изображения на экране монитора |
||
Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Пр.р.1.1. Кодирование графической информации |
||
Растровая и векторная графика |
||
Интерфейс и основные возможности графических редакторов |
||
Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах Пр.р.1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе |
||
Инструменты рисования растровых графических редакторов |
||
Работа с объектами в векторных графических редакторах |
||
Редактирование изображений и рисунков Пр.р.1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе |
||
Растровая и векторная анимация Пр.р.1.4. Анимация |
||
Кодирование и обработка звуковой информации Пр.р.1.5. Кодирование и обработка звуковой информации |
||
Цифровое фото и видео Пр.р.1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу |
||
Цифровое фото и видео Пр.р.1.7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа |
||
Итоговая практическая работа по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» |
||
9 |
Кодирование и обработка текстовой информации |
|
Кодирование текстовой информации Пр.р.2.1. Кодирование текстовой информации |
||
Создание документов в текстовых редакторах |
||
Ввод и редактирование документа Пр.р.2.2. Вставка в документ формул |
||
Сохранение и печать документов |
||
Форматирование документа Пр.р.2.3. Форматирование символов и абзацев Пр.р.2.4. Создание и форматирование списков |
||
Таблицы Пр.р.2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными |
||
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов Пр.р.2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря |
||
Системы оптического распознавания документов Пр.р.2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа |
||
Проверочная работа по теме «Кодирование и обработка текстовой информации» |
||
10 |
Кодирование и обработка числовой информации |
|
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления Пр.р.3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора |
||
Арифметические операции в позиционных системах счисления. |
||
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц |
||
Основные типы и форматы данных |
||
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки Пр.р.3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах |
||
Встроенные функции Пр.р.3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах |
||
Построение диаграмм и графиков Пр.р.3.4. Построение диаграмм различных типов |
||
Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы |
||
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах Пр.р.3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах |
||
Проверочная работа по теме «Кодирование и обработка числовой информации» |
||
20 |
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования |
|
|
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители |
|
|
Блок-схемы алгоритмов |
|
|
Выполнение алгоритмов компьютером Пр.р.4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования |
|
|
Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм |
|
|
Алгоритмическая структура «ветвление» |
|
|
Алгоритмическая структура «выбор» |
|
|
Алгоритмическая структура «цикл» |
|
|
Переменные: тип, имя, значение |
|
|
Арифметические, строковые и логические выражения |
|
|
Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования |
|
|
Основы объектно-ориентированного визуального программирования (ООВП) Пр.р.4.2. Проект «Переменные» |
|
|
Основы объектно-ориентированного визуального программирования (ООВП) Пр.р.4.3. Проект «Калькулятор» |
|
|
Основы объектно-ориентированного визуального программирования (ООВП) Пр.р.4.4. Проект «Строковый калькулятор» |
|
|
Основы объектно-ориентированного визуального программирования (ООВП) Пр.р.4.5. Проект «Даты и время» |
|
|
Основы объектно-ориентированного визуального программирования (ООВП) Пр.р.4.6. Проект «Сравнение кодов символов» |
|
|
Основы объектно-ориентированного визуального программирования (ООВП) Пр.р.4.7. Проект «Отметка» |
|
|
Основы объектно-ориентированного визуального программирования (ООВП) Пр.р.4.8. Проект «Коды символов» |
|
|
Основы объектно-ориентированного визуального программирования (ООВП) Пр.р.4.9. Проект «Слово-перевертыш» |
|
Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005 *Пр.р.4.10. Проекты «Графический редактор», «Системы координат», «Анимация» |
||
Проверочная работа по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» |
||
10 |
Моделирование и формализация |
|
|
Окружающий мир как иерархическая система |
|
|
Моделирование как метод познания |
|
|
Материальные и информационные модели |
|
|
Формализация и визуализация моделей |
|
|
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере |
|
|
Построение и исследование физических моделей Пр.р.5.1. Проект «Бросание мячика в площадку» |
|
|
Приближенное решение уравнений Пр.р.5.2. Проект «Графическое решение уравнения» |
|
|
Экспертные системы распознавания химических веществ Пр.р.5.3. Проект «Распознавание удобрений» |
|
|
Информационные модели управления объектами Пр.р.5.4. Проект «Модели систем управления» |
|
|
Проверочная работа по теме «Моделирование и формализация» |
|
3 |
Информатизация общества |
|
|
Информационное общество |
|
|
Информационная культура |
|
|
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий |
|
1 |
Повторение |
|
|
Повторение |
|
1 |
Итоговая контрольная работа |
|
|
Итоговая контрольная работа |
Итого 68 часов