Рабочая программа по информатике и ИКТ 8   класс

(нажмите для скачивания в формате pdf)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 8 классе составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»;
  2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;
  3. Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования;
  4. Примерной программы, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312)
  5. Авторской программы  Угриновича Н.Д.  «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008-2013
  • Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии» в основной и старшей школе. 8 – 11 классы. Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ Лабор. знаний, 2011.
  • Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д.Угринович. – 2-е изд.,. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
  • Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. Электронное приложение (ОС WINDOWS) – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2012
  • Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. Электронное приложение (ОС LINUX) – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2012
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, за год – 34 часа.

Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 15, количество контрольных работ - 4.

Авторское содержание в рабочей программе представлено без существенных изменений, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

 

Цели и задачи курса

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

 

Формы организации учебного процесса

 

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

 


 

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме контрольной работы.

 

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

 

Критерии оценки устного ответа

 

         Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

         Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

         Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

         Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

         Отметка «1»: отсутствие ответа. 

 

Критерии оценки практической работы (компьютерный практикум)

 

Отметка «5»: работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий:

  • проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
  • соблюдает правила техники безопасности;
  • в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
  • правильно выполняет анализ ошибок.

         Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 1-2 мелких погрешностей или 2-3 недочетов, исправленных самостоятельно по требованию учителя.

         Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущены 1-2 погрешности или одна грубая ошибка.

         Отметка «2»: допущены две (и более) грубые ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

         Отметка «1»: работа не выполнена.

 

Критерии оценки письменной работы (контрольной  работы, проверочной работы)

 

Отметка «5»: работа выполнена в полном объеме, либо, при наличии 1-2 мелких погрешностей;

 Отметка «4»: работа выполнена в полном объеме, но при наличии 1-2 недочётов;

Отметка «3»: работа выполнена более чем наполовину или в работе допущены 1-2 грубые ошибки, много недочётов, мелких погрешностей

Отметка «2»: работа выполнена менее чем наполовину;

Отметка «1»: работа не выполнена.

 

Критерии оценки тестовой работы

Тестовые работы учащиеся выполняют в программе MyTest, которая выставляет отметки по минимальному % баллов:

 

  • Отметка «5» - 85% и более
  • Отметка «4» - от 70 % до 84 %
  • Отметка «3»- от 50% до 69 %
  • Отметка «2»- менее  50%


 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Информация и информационные процессы (9 часов)

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

  • Практическая работа № 1.1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
  • Практическая работа № 1.2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

 

  1. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов)

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации.

Практические работы:

  • Практическая работа № 2.1 «Определение разрешающей способности мыши».
  • Практическая работа № 2.2 «Форматирование дискеты».
  • Практическая работа № 2.3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
  • Практическая работа № 2.4 «Установка даты и времени».
  • Практическая работа № 2.5 «Защита от вирусов».

 

  1. Коммуникационные технологии (16 часов)

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.

Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы:

  • Практическая работа № 3.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
  • Практическая работа № 3.2 «География Интернета».
  • Практическая работа № 3.3 «Подключение к Интернету».
  • Практическая работа № 3.4 «Путешествие во всемирной паутине».
  • Практическая работа № 3.5 «Работа с электронной Web-почтой».
  • Практическая работа № 3.6 «Загрузка файлов из Интернета».
  • Практическая работа № 3.7 «Поиск информации в Интернете».
  • Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

 

 


 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,

 

В результате изучения информатики и ИКТ  ученик должен

Знать/понимать:

  • Виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • Единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • Правила выполнения арифметических операций в двоичной системе
  • счисления;
  • Функциональную схему компьютера;
  • Характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;
  • Программный принцип работы компьютера;
  • Состав и назначение программного обеспечения компьютера;
  • Назначение и основные функции операционной системы;­
  • Назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
  • Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  • Основы языка разметки гипертекста (HTML ­ HyperТext Markup Language).

 

Уметь:

  • Соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
  • Приводить примеры получения, передачи, обработки и хранения информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
  • Приводить примеры информационных процессов;
  • Решать задачи на определение количества информации (как меры уменьшения неопределенности знаний и с помощью алфавитного подхода);
  • Работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
  • Работать с носителями информации (форматирование, лечение от вирусов);
  • Инсталлировать программы;
  • Пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий);
  • Описывать основные виды информационных услуг, предо­ставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет;
  • Объяснять основные принципы технологии World Wide Web (WWW);
  • Пользоваться электронной почтой и файловыми архивами и путешествовать по Всемирной паутине.
  • Создавать и публиковать в Интернете Web-сайты.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, электронных таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • Проведение компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • Создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;


 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

Список учебной литературы

 

Преподавание  курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008-2013
  2. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии» в основной и старшей школе. 8 – 11 классы. Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ Лабор. знаний, 2011.
  3. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д.Угринович. – 2-е изд.,. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
  4. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ Лабор. знаний, 2011.

 

 

Список информационных ресурсов

 

Дополнительная литература:

  1. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
  2. Семакин И.Г. Информационнонные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010.
  3. Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2011.
  4. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 классы – М.: ВАКО, 2010.

 

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. Электронное приложение (ОС WINDOWS) – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2012
  2. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. Электронное приложение (ОС LINUX) – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2012
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

 

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер
  • Проектор
  • Принтер
  • Модем
  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; цифровой фотоаппарат; видеокамера; микрофон.

Программные средства

  • Операционная система – Windows 7, Linux.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Звуковой редактор и программы нелинейного монтажа для захвата и редактирования фото и видео.
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения.
  • Простой редактор Wеb-страниц.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Часов

Название темы/урока

План

Дата

9

Информация и информационные процессы

 

 

Техника безопасности и организация рабочего места. Информация и информационные процессы в неживой и живой природе

 

 

Человек: информация и информационные процессы

 

 

Информация и информационные процессы в технике

 

 

Знаки: форма и значение. Знаковые системы/ Пр.р. 1.1. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера

 

 

Кодирование информации

 

 

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания

 

 

Определение количества информации. Пр.р.1.2. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора

 

 

Алфавитный подход к определению количества информации

 

 

Проверочная работа по теме «Информация и информационные процессы»

7

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

 

 

Программная обработка данных на компьютере

 

 

Устройство компьютера

 

 

Файлы и файловая система/ Пр.р.2.1. Работа с файлами с использованием файлового менеджера Пр.р.2.2. Форматирование дискет

 

 

Программное обеспечение компьютера

 

 

Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Пр.р.2.3. Определение разрешающей способности мыши Пр.р.2.4. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы

 

 

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации Пр.р.2.5. Защита от вирусов: обнаружение и лечение

 

 

Проверочная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

16

Коммуникационные технологии

 

 

Передача информации. Локальные компьютерные сети Пр.р.3.1. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети

 

 

Глобальная компьютерная сеть Интернет.  Состав Интернета. Адресация в Интернете Пр.р.3.2. «География» Интернета

 

 

Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям Пр.р.3.3. Подключение к Интернету

 

 

Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина Пр.р.3.4. Путешествие по Всемирной паутине

 

 

Электронная почта Пр.р.3.5. Работа с электронной Web-почтой

 

 

Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете Пр.р.3.6. Загрузка файлов из Интернета

 

 

Поиск информации в Интернете Пр.р.3.7. Поиск информации в Интернете

 

 

Электронная коммерция в Интернете

 

 

Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты Пр.р.3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML

 

 

Структура Web-страницы Пр.р.3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML

 

 

Форматирование текста на Web-странице Пр.р.3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML

 

 

Вставка изображений в Web-страницы Пр.р.3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML

 

 

Гиперссылки на Web-страницах Пр.р.3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML

 

 

Списки на Web-страницах Пр.р.3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML

 

 

Интерактивные формы на Web-страницах Пр.р.3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML

 

 

Защита проекта сайта

1

Повторение

 

 

Повторение

1

Итоговая контрольная работа

 

 

Итоговая контрольная работа

 

Итого:  34 часа