Рабочая программа 8 класс Геометрия Атанасян

(нажмите для скачивания в формате pdf)

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа составлена на основе программы по геометрии для 7-9 класса авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.

Рабочая учебная программа основного общего образования по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования учебных действий для основного общего образования.

Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что её объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.

Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.

При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критической оценки результатов. В процессе изучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Изучение геометрии в основной школе направлено на достижение следующих целей: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средстве моделирования процессов и явлений; воспитание средствами математики культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных ученых-математиков, понимание значимости математики для общественного прогресса.

Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие определения, развивать логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.

 

 

 

Содержание учебного предмета.

 

8 класс (68 часов).

Четырехугольники. (14 часов).

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрия.

Площадь. (14 часов).

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Подобные треугольники. (19 часов).

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Окружность. (17 часов).

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, её свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

Повторение. Решение задач. (4 часа).   

Количество контрольных работ: 5 работ.

 

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету.

 

Учащиеся должны знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей); в том числе находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружностей, площади основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • строить геометрическими инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром).

 

  

Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

 

Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

 

  1. В.А. Гусев, Д.И. Медяник. Задачи по геометрии для 8 класса. – М. «Просвещение», 1989г.
  2. Б.Г. Зив, В.Б. Некрасов. Дидактические материалы по геометрии. 8 класс. – М. «Просвещение», 2003г.
  3. А.С. Атанасян. Изучение геометрии в 7 – 9 классах. – М. «Просвещение», 2003г.
  4. Л.И. Горохова и др. Уроки математики 5 – 10 классов с применением информационных технологий. – М. «Глобус», 2009г.

 

УМК.

 

  1. Л.С. Атанасян. В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Геометрия: Рабочая тетрадь для 8 класса. – М. «Просвещение», 2008г.
  2. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. Дидактические материалы по геометрии. 8 класс. – М. «Просвещение», 2008г.

 

Учебник.

 

  1. Л.С. Атанасян. В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. Геометрия 7 – 9 классы. – М. «Просвещение», 2009г.

 

Календарно-тематическое планирование

 

Часов

Название темы/урока

 

План

Дата

 

14

Четырёхугольники.

 

 

 

Многоугольники.

 

 

 

Многоугольники.

 

 

 

Параллелограмм и трапеция.

 

 

 

Параллелограмм и трапеция.

 

 

 

Параллелограмм и трапеция.

 

 

 

Параллелограмм и трапеция.

 

 

 

Параллелограмм и трапеция.

 

 

 

Параллелограмм и трапеция.

 

 

 

Прямоугольник, ромб, квадрат.

 

 

 

Прямоугольник, ромб, квадрат.

 

 

 

Прямоугольник, ромб, квадрат.

 

 

 

Прямоугольник, ромб, квадрат.

 

 

 

Решение задач.

 

 

 

Контрольная работа №1

 

14

Площадь.

 

 

 

Площадь прямоугольника.

 

 

 

Площадь прямоугольника.

 

 

 

Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции.

 

 

 

Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции.

 

 

 

Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции.

 

 

 

Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции.

 

 

 

Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции.

 

 

 

Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции.

 

 

 

Теорема Пифагора.

 

 

 

Теорема Пифагора.

 

 

 

Теорема Пифагора.

 

 

 

Решение задач.

 

 

 

Решение задач.

 

 

 

Контрольная работа № 2

 

19

Подобные треугольники.

 

 

 

Определение подобных треугольников.

 

 

 

Определение подобных треугольников.

 

 

 

Признаки подобия треугольников.

 

 

 

Признаки подобия треугольников.

 

 

 

Признаки подобия треугольников.

 

 

 

Признаки подобия треугольников.

 

 

 

Признаки подобия треугольников.

 

 

 

Контрольная работа № 3

 

 

 

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

 

 

 

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

 

 

 

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

 

 

 

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

 

 

 

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

 

 

 

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

 

 

 

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

 

 

 

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

 

 

 

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

 

 

 

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

 

 

 

Контрольная работа № 4

 

17

Окружность.

 

 

 

Касательная к окружности.

 

 

 

Касательная к окружности.

 

 

 

Касательная к окружности.

 

 

 

Центральные и вписанные углы.

 

 

 

Центральные и вписанные углы.

 

 

 

Центральные и вписанные углы.

 

 

 

Центральные и вписанные углы.

 

 

 

Четыре замечательные точки треугольника.

 

 

 

Четыре замечательные точки треугольника.

 

 

 

Четыре замечательные точки треугольника.

 

 

 

Вписанная и описанная окружность.

 

 

 

Вписанная и описанная окружность.

 

 

 

Вписанная и описанная окружность.

 

 

 

Вписанная и описанная окружность.

 

 

 

Решение задач.

 

 

 

Решение задач.

 

 

 

Контрольная работа №5

 

4

Повторение. Решение задач.

 

 

 

Повторение. Решение задач

 

 

 

Повторение. Решение задач

 

 

 

Повторение. Решение задач

 

 

 

Повторение. Решение задач