Рабочая программа 8 класс Геометрия Атанасян
(нажмите для скачивания в формате pdf)
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе программы по геометрии для 7-9 класса авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.
Рабочая учебная программа основного общего образования по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования учебных действий для основного общего образования.
Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что её объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критической оценки результатов. В процессе изучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Изучение геометрии в основной школе направлено на достижение следующих целей: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средстве моделирования процессов и явлений; воспитание средствами математики культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных ученых-математиков, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие определения, развивать логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
Содержание учебного предмета.
8 класс (68 часов).
Четырехугольники. (14 часов).
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрия.
Площадь. (14 часов).
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Подобные треугольники. (19 часов).
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность. (17 часов).
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, её свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Повторение. Решение задач. (4 часа).
Количество контрольных работ: 5 работ.
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету.
Учащиеся должны знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей); в том числе находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружностей, площади основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- строить геометрическими инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром).
Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
- В.А. Гусев, Д.И. Медяник. Задачи по геометрии для 8 класса. – М. «Просвещение», 1989г.
- Б.Г. Зив, В.Б. Некрасов. Дидактические материалы по геометрии. 8 класс. – М. «Просвещение», 2003г.
- А.С. Атанасян. Изучение геометрии в 7 – 9 классах. – М. «Просвещение», 2003г.
- Л.И. Горохова и др. Уроки математики 5 – 10 классов с применением информационных технологий. – М. «Глобус», 2009г.
УМК.
- Л.С. Атанасян. В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Геометрия: Рабочая тетрадь для 8 класса. – М. «Просвещение», 2008г.
- Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. Дидактические материалы по геометрии. 8 класс. – М. «Просвещение», 2008г.
Учебник.
- Л.С. Атанасян. В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. Геометрия 7 – 9 классы. – М. «Просвещение», 2009г.
Календарно-тематическое планирование
Часов |
Название темы/урока |
||
План |
Дата |
||
14 |
Четырёхугольники. |
||
|
|
Многоугольники. |
|
|
|
Многоугольники. |
|
|
|
Параллелограмм и трапеция. |
|
|
|
Параллелограмм и трапеция. |
|
|
|
Параллелограмм и трапеция. |
|
|
|
Параллелограмм и трапеция. |
|
|
|
Параллелограмм и трапеция. |
|
|
|
Параллелограмм и трапеция. |
|
|
|
Прямоугольник, ромб, квадрат. |
|
|
|
Прямоугольник, ромб, квадрат. |
|
|
|
Прямоугольник, ромб, квадрат. |
|
|
|
Прямоугольник, ромб, квадрат. |
|
|
|
Решение задач. |
|
|
|
Контрольная работа №1 |
|
14 |
Площадь. |
||
|
|
Площадь прямоугольника. |
|
|
|
Площадь прямоугольника. |
|
|
|
Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции. |
|
|
|
Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции. |
|
|
|
Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции. |
|
|
|
Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции. |
|
|
|
Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции. |
|
|
|
Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции. |
|
|
|
Теорема Пифагора. |
|
|
|
Теорема Пифагора. |
|
|
|
Теорема Пифагора. |
|
|
|
Решение задач. |
|
|
|
Решение задач. |
|
|
|
Контрольная работа № 2 |
|
19 |
Подобные треугольники. |
||
|
|
Определение подобных треугольников. |
|
|
|
Определение подобных треугольников. |
|
|
|
Признаки подобия треугольников. |
|
|
|
Признаки подобия треугольников. |
|
|
|
Признаки подобия треугольников. |
|
|
|
Признаки подобия треугольников. |
|
|
|
Признаки подобия треугольников. |
|
|
|
Контрольная работа № 3 |
|
|
|
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
|
|
|
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
|
|
|
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
|
|
|
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
|
|
|
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
|
|
|
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
|
|
|
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
|
|
|
Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. |
|
|
|
Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. |
|
|
|
Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. |
|
|
|
Контрольная работа № 4 |
|
17 |
Окружность. |
||
|
|
Касательная к окружности. |
|
|
|
Касательная к окружности. |
|
|
|
Касательная к окружности. |
|
|
|
Центральные и вписанные углы. |
|
|
|
Центральные и вписанные углы. |
|
|
|
Центральные и вписанные углы. |
|
|
|
Центральные и вписанные углы. |
|
|
|
Четыре замечательные точки треугольника. |
|
|
|
Четыре замечательные точки треугольника. |
|
|
|
Четыре замечательные точки треугольника. |
|
|
|
Вписанная и описанная окружность. |
|
|
|
Вписанная и описанная окружность. |
|
|
|
Вписанная и описанная окружность. |
|
|
|
Вписанная и описанная окружность. |
|
|
|
Решение задач. |
|
|
|
Решение задач. |
|
|
|
Контрольная работа №5 |
|
4 |
Повторение. Решение задач. |
||
|
|
Повторение. Решение задач |
|
|
|
Повторение. Решение задач |
|
|
|
Повторение. Решение задач |
|
|
|
Повторение. Решение задач |